«Есть традиция добрая в комсомольской семье: раньше думай о Родине, а потом о себе!» — слова этой известной песни наиболее точно отражают отношение к жизни молодежи далеких советских лет. Комсомольцами в СССР были не все. Ими были лучшие. И наш рассказ – о таких людях. Они живут рядом с нами, в Пушкинском районе.
В руках у Галины Петровны Киселевой — комсомольская путевка. По таким путевкам десятки тысяч молодых людей в товарных вагонах, без каких-либо бытовых условий 6-7 суток, а иногда и больше, добирались до места назначения. Где их ждала не менее суровая действительность — Целина.
16 августа 1956 года в СССР было принято постановление «Об орошении и освоении целинных земель». Больше полутора миллионов человек отправились в степи Казахстана, Поволжья, Сибири и на Урал.Среди них – и Галина Киселева.
Свою комсомольскую путевку Галина получила в конструкторском бюро НИИГипролеспром, где работала инженером. Сомнений в том, что ехать надо, у комсомолки не было.
«Нас провожали на Казанском вокзале с оркестром и цветами. С напутствиями и песнями. Все ликовали! Погрузка в товарные вагоны заняла несколько часов. Только в этом московском составе было 42 вагона по 65 чел. В общей сложности — около 2500 человек. Товарнякам с целинниками был всюду “зеленый свет”.
Ехали шесть суток, спали на нарах, ели то, что взяли с собой, готовить не было возможности. Первая и единственная остановка товарняка была в Уфе, где нас покормили в солдатской столовой горячим обедом, и мы могли отправить письма родным», — вспоминает Галина Петровна.
Состав прибыл в североказахстанский город Петропавловск, откуда всех распределили по совхозам. Так Галина Киселева попала в Булаевский район, в местечко Узункуль. Девчонки жили в вагончиках, а ребята в старом глинобитном домике. Одна бочка воды на всех в сутки, её утром привозил трактор. И помыться, и еду приготовить, и посуду помыть. Работали от заката до рассвета, вставали в 4 утра, короткий завтрак, на все сборы ровно полчаса. В половине шестого приходила бортовая полуторка и отвозила комсомольцев-добровольцев в степь. Возвращались домой затемно. А иногда в поле спать приходилось, прямо в соломе, потому что машина, которая всех забирала, не могла их найти в степи – за день далеко продвигались.
«И это ещё полбеды было, — говорит Галина Петровна. — А вот когда нас машина с обедом найти не могла – это было трудно. Выручал кусковой сахар, который мы, наученные печальным опытом, обязательно клали в карман, чтобы поддержать силы. И комбайнер, местный, в таких ситуациях иногда делился со мной своим скромным обедом. Я работала на прицепе комбайна копнильщицей. Пыль, грязь, жара, в комбинезоне трудно, а без него нельзя, опасно.
Работали совсем без выходных. Только в банный день был небольшой отдых. Вагон-баня приезжала два раза в месяц, мылись, стирали. Нас отпускали с работы пораньше.
У меня есть личный рекорд: в один день наша бригада выполнила дневную норму на 212 процентов! Да и в обычные дни норма ниже 180 процентов тоже не опускалась».
Это был по-настоящему ударный труд! На трудности и неудобства комсомольцы-добровольцы не сетовали: «Мы знали, что делаем очень нужное для страны дело, и что этот наш труд будет оценен и останется в памяти страны. Так и вышло», — говорит Галина Петровна.
Возвращались домой через полгода, уже в ноябре. Сами купили билеты уже в плацкартный вагон. При «заселении» оказалось, что им продали двойные билеты (на места других пассажиров), поэтому ребята спали на багажных полках, а девчонки по очереди. «Но как-то мы это легко пережили. Главное было поскорее добраться домой, соскучились по цивилизации, — продолжает свой рассказ Киселева. — Обедали в вагоне-ресторане и все время просили картошки и капусты, в любом виде. Потому что нас полгода кормили исключительно кашей и макаронами. Некоторые девушки так поправились, что их мамы при встрече не узнали. Другим пришлось обрезать косы, потому что воды катастрофически не хватало, их тоже родители “потеряли”. И таких смешных моментов было много.
Встречали нас очень торжественно. С цветами, с оркестром. Наш проектный институт отправил целую делегацию на вокзал. Все были рады нашему возвращению и тому, что мы себя проявили как настоящие лидеры молодежи, с самой лучшей стороны.
Целина дала мне очень много для познания себя. Я поняла, на что способна, повзрослела, научилась ко многим вещам относиться по-другому. А главное, увидела, насколько огромна наша страна, как по-разному живут в ней люди, как умеют они трудиться и справляться с трудностями, они стали для меня примером отношения к жизни».
Фото из личного архива Галины Петровны Киселевой
Освоение целины решало очень важную проблему. Проблему снабжения страны, которая только-только восстанавливалась после Великой Отечественной войны. Снабжение страны хлебом.
В освоении целины проявились лучшие качества наших людей. Готовность ехать туда, куда нужно, делать то, что необходимо для страны. Столько, сколько нужно. И это было мирным проявлением патриотизма.
Сейчас мы ищем примеры, на которых можно воспитывать подрастающее поколение. И мы иногда раздумываем, на каких же примерах можно воспитывать подрастающее поколение, у которого подчас очень превратное представление о прошлом. Галина Петровна Киселева – один из этих примеров. В её жизни, как в капле воды, отразилась вся нелегкая история страны за 80 с лишним лет. И комсомол был неотъемлемой и лучшей частью её жизни. «Комсомол не только многому научил, он многое дал. Участие в комсомольских делах давало возможность жить интересной, насыщенной жизнью, полной захватывающих событий. Общаться с большим числом интереснейших людей, быть участником исторических мероприятий. Таких, например, как Московский фестиваль Молодежи и студентов.
Галина Петровна Киселева – заслуженный ветеран войны, участник трудового фронта. Человек с богатой биографией. И сегодня она по-прежнему в строю. Возглавляет ветеранскую первичку с. Ельдигино, участвует во всех районных и областных мероприятиях и не изменяет любимому хобби – пению. Она по сей день – главный запевала на всех ветеранских мероприятиях. Интереснейший собеседник, добрейший и очень порядочный человек. Таких людей будущего стремился вырастить и воспитать комсомол в своих рядах.
В этот короткий рассказ не вошло то, что Галина Киселева рассказала про свое военное детство. Здесь, в Степаньково. Это отдельная история. И она — только часть биографии героического поколения людей, которым было всё по плечу. Их осталось мало. И с каждым днем их все меньше. Давайте с ними встречаться и записывать рассказы последних свидетелей грандиозных событий.
P.S. Вспомним любимый многими поколениями фильм “Иван Бровкин на Целине”. Там герой, демобилизовавшись из армии, едет работать на целину, в прекрасный поселок, построенный посреди степи. Но это лишь красивая картинка. Такие поселки появились не скоро. Люди жили в жутких условиях (палатки, вагончики), но это не помешало им осваиваться, учиться и приобретать новые, для кого-то даже неизвестные профессии. Освоение целины давалось очень тяжело. Кроме добровольцев, на целину направлялись специалисты с высшим агрономическим образованием, которым предстояло обучать огромное количество людей сельскохозяйственным профессиям. Сюда ехали строители, учителя, механизаторы, водители, бухгалтеры — люди тех профессий, которых требовало такое крупное предприятие. За короткий промежуток времени образовались колхозы, совхозы, механизаторские бригады. Так, всего за один год образовалось 337 совхозов, а к осени 1955 года их уже было 631 (и более 2700 совхозов). Так начиналось освоение целины. Предстояло обрабатывать семнадцать миллионов гектаров земли. — Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/44160/osvoenie-tselinyi-kak-vs-byilo
Анна Антонова