Сегодня как никогда актуальным становится разговор о воспитании и социализации молодежи. Очень часто можно слышать, что сегодняшние дети – это особое поколение, они другие, существенно отличаются от всех предыдущих поколений. Меняется мир, который создают взрослые и меняются дети, само понимание детства. Но они все-таки дети остаются детьми и им нужна игра и тайна, романтика и возможность общения и самоутверждения в группе сверстников. Подростки с удовольствием оставляют в стороне свои гаджеты, если они включаются в интересную, значимую для них деятельность, в том числе коллективную. И поиск новых смыслов, идей, форм, методов, технологий, содержания работы с детьми и молодежью в условиях сегодняшнего общества является ключевой задачей ученых и практиков. Необходимо изучать возрастные потребности сегодняшних подростков, молодежи, особое внимание уделяя информационным потребностям и искать новые способы влияния на развитие личности каждого молодого человека, транслируя при этом общечеловеческие, государственные ценности необходимые для формирования гражданской идентичности, культуры личности, развивая потребности в самореализации в социально одобряемой и социально значимой полезной для страны деятельности, а также обучая способам активного противодействия негативному влиянию на личность.
В год 100-летия пионерской организации нельзя не обратиться к ее истории и осмыслению опыта, который с одной стороны позволит избегать ошибок в работе, с другой использовать то лучшее, что было в деятельности пионерской организации.
Конечно пионерская организация – это очень сложное неоднозначное социальное и педагогическое явление. Но уже то, что как всесоюзная массовая пионерская организация она жила 70 лет, заслуживает внимательного изучения. Этим больше 20 лет занималась Ассоциация исследователей детского движения, обсуждая и вопросы необходимости «пионерской» науки и опыт пионерии, и особенности деятельности детских организаций.
Но у каждого кто был пионером или вожатым, и даже у тех, кто только слышал о пионерах, сложилось собственное отношение к происходящему в пионерской организации и в этом случае не избежать субъективного мнения и отношения к организации.
На стыке научного осмысления и субъективного «романтического» восприятия пионерской организации и возникли формулировки ее уроков.
Урок 1. Детские организации обладают большим воспитательным потенциалом. Именно там развиваются коммуникативные, лидерские способности, организаторские умения. Участие детей в общественной жизни своего населенного пункта, страны позволяет формировать неравнодушное отношение к действительности, дает возможность получить опыт социально значимой полезной коллективной деятельности. Школьное урочное и внеурочной воспитание необходимо дополнять внешкольной работой в социуме через участие детей в детских общественных организациях.
Урок 2. Накопленный опыт и работа Ассоциации исследователей детского движения приводят к выводу о том, что необходимо строить деятельность детской организации на основе серьезной методологии и на научных исследованиях. И это не просто теория и методика воспитания, а теория и методика организации деятельности детской организации. Сегодня мы точно можем сказать, что есть воспитательные организации для детей и детские организации. И что делает воспитательная организация, педагоги понимают, а как должна жить созвучная времени детская организация - это до сих пор вопрос, на который сложно дать ответы.
Урок 3. Организация будет жить, если есть четкое понимание взрослыми смыслов и целей организации и понимание детьми для чего организация им нужна. Здесь заложена двойственность детской организации, о которой писал и говорил А.Г.Кирпичник: «Организованное детское движение – явление с двумя сущностями. Прежде всего, это явление социальное (структурное образование гражданского общества). В его основе лежит стремление главных его участников – детей «принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать» (Н.К. Крупская). Одновременно, детские общественные объединения – это организации, в которых ребенок проходит важный этап гражданского становления, от них общество и государство ожидают решения задач воспитания юного поколения».*
Урок 4. Важно увидеть социально-значимую деятельность, которая сегодня может объединить детей. Важно определить поле посильной общественно-полезной деятельности для детско-юношеских объединений и создавать условия для ее осуществления. Деятельностный подход должен стать настоящей основой воспитания. Реализация этого подхода связана не только с использованием разнообразного содержания, и его социальной значимостью, с неординарностью форм, но с активной субъектной позицией участников, с опорой на использование развивающего потенциала детского коллектива. При разработке образовательных, воспитательных программ общеобразовательных школ необходимо предусматривать временнЫе возможности для развития детской инициативы, самодеятельности, проведения воспитательных коллективных творческих дел, общественно-полезной деятельности, не подменяя социально-значимую самостоятельную деятельность детей урочными занятиями и разными вариантами дополнительного образования.
Урок 5. Для детей важна романтика, которая во многом создается символами, ритуалами, героями, играми, песнями, походами, кострами, огоньками, разговорами по душам … Что мы потеряли, когда не стало пионерской организации? Потеряли романтику. Мы даже в работе с детьми стали очень прагматичными, поспешными и старающимися соответствовать требованиям.
Урок 6. Большое значение имеет наличие у ребенка чувства защищенности в организации, которое создается благодаря наличию первичной структуры, места, куда в любое время может прийти ребенок, правил жизни, системы взаимодействия членов организации. Очень важным жизненным пространством в период деятельности пионерской организации была пионерская комната, куда в перемены и после уроков прибегали те, кому хотелось поговорить, что-то сделать полезное. И сегодня в некоторых школах сохранилось это пространство - «пионерская комната», заваленная ватманами и красками, костюмами и реквизитом, с чайником и разносортными чашками, со стареньким компьютером, с возможностью спрятаться от взрослых, поговорить и сделать что-то самостоятельно. Большое значение имело в пионерской организации наличие правил поведения. Конечно законы пионеров, как обязательный элемент системы имели большое значение, но важней были неписаные правила: как можно и как нельзя поступать. Этот детский, подростковый «кодекс чести» не строился на пионерских законах, но чаще всего основывался на тех ценностях, которые лежали в их основе и защищали каждого.
Урок 7. Сегодня много говорят о необходимости школьного самоуправления. А чем могут в реальной школьной практике управлять дети, если у них по 7-8 уроков и внеурочная деятельность, которую спланировали и организовали педагоги? В пионерской организации была выстроена четкая система органов самоуправления. И управляли дети деятельностью, которая, как правило, выходила за рамки уроков и школы. Конечно, взрослые вмешивались в деятельность пионерского самоуправления, но у пионеров были звенья - гениальное изобретение создателей пионерской организации. Звено – это 8-10 пионеров, которые объединялись чаще всего по месту жительства, и вот тут расцветала самодеятельность и самоуправление в разные исторические периоды с разной активностью и содержанием деятельности. Вожатым надо было только использовать этот потенциал. В новых условиях нужна современная система и методика поддержки детской инициативы, самодеятельности, самостоятельности, развития детского самоуправления, направленного в первую очередь на улучшение жизни, социально значимую деятельность.
Урок 8. Если мы работаем с детьми, то должны быть идеи, дела, первичных структур и обязательно дела, объединяющие всех членов организации в единое целое. Если читать воспоминания бывших вожатых и пионеров, то можно увидеть с какой любовью и ностальгией описывается все, что происходило в их отрядах и дружинах, но в тоже время вспоминают дела, которые давали почувствовать себя частью огромной всесоюзной пионерской организации. Многие вспоминали радиолинейку, которая ежегодно 2 октября собирала вместе пионеров всей страны. В одно и то же время выстраивались на линейки все пионеры, и по радио из центрального совета пионерской организации транслировалось обращение о задачах на год, о том, что надо делать каждому пионеру и всем вместе. Это давало возможность почувствовать детям, что «нас много и мы – сила!»
Урок 9. Нужен особый отбор и подготовка кадров, которые станут носителями идеи, будут понимать цели и ценности детской организации, которые смогут увидеть деятельность, объединяющую ребят, привнести в жизнь детей романтику и «Встать рядом и чуть впереди». Начиная с первых лет деятельности пионерской организации, велась курсовая подготовка вожатых. А в конце 50-х, начале 60-х было принято решение о подготовке старших вожатых в школах в специальных «вожатских» классах, в педагогических институтах на историко-педагогических факультетах и в педагогических училищах на пионерских отделениях. Это давало возможность готовить вожатых, методистов воспитательной работы и заместителей директоров школ по воспитательной работе. Сегодня специалистов в области воспитания системно почти не готовят, надеясь, что курсы повышения квалификации для учителей и курс «Основы воспитательной работы», вводимый в образовательные программы подготовки бакалавров по педагогическим направлениям подготовки решит все проблемы воспитания. Но основная работа учителя – учить, воспитывая своим отношением к детям, к уроку, воспитывая содержанием учебного материала, организацией внеурочной деятельности по предмету. Специалисты в области воспитания должны быть. Костромской государственный университет в рамках двухпрофильного педагогического бакалавриата начал готовить организаторов детского движения. Это отдельный опыт, итоги которого еще предстоит проанализировать. Для эффективной работы в сфере воспитания нужна государственная поддержка взрослых членов детских организации (финансовая, методическая, поддержка в СМИ).
Урок 10. Воспитание является системным делом общества, государства, а не только школы или детской организации. Сегодня важна консолидация усилий разных институтов, направленная на реализацию целей воспитания. Для решения проблем воспитания детей и юношества необходимы значительные согласованные усилия государства, общественных и политических организаций по формированию воспитательной среды, активно поддерживающей важнейшие идеологические и нравственные ценности, лежащие в основе Российской государственности.
Опыт прошлого, опыт пионерской организации – это точка отсчета, которая позволяет нам ответить для себя на вопросы: что и как делать, не повторяя ошибок и взяв все лучшее, что было у наших предшественников и Учителей.
Тимонина Любовь Ильинична, к.п.н., доцент,
проректор по учебно-методической работе
Костромского государственного университета
*Подготовка старших вожатых к работе в детско-юношеской организации: учеб.-метод. пособие / сост. Л. И. Тимонина. – Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. – 133 с., с.33.