Для его жизнедеятельности необходимы две составляющих: воспитанная у населения в течение длительного времени различными формами культура и тяга к творчеству во всех его проявлениях и государственная политика, имеющая всеобъемлющее влияние и средства для ее реализации. По аналогии с развитием массового спорта и здорового образа жизни. Мне посчастливилось стоять у истоков этой грандиозной программы и делать первые, но как оказалось и последние шаги в ее реализации.
Как обычно и бывает в жизни, сразу же образовались два противоборствующих лагеря. Одни стремились "загнать" свободное творчество в рамки работы по "темникам узких мест" производства, т.е. по принципу самоокупаемости. Другие, которых я изначально представлял в меньшинстве, говорили, что клубы СТТ - это место социального творческого отдыха, в т.ч. и с детьми. Которые придут с "улицы" и на примере родителей, также ушедших от вредных привычек, будут развивать творческое мышление и приучать свои руки к инструментам, что безусловно пригодится им в жизни. А если они сами сделают табуретку из материалов, подлежащих обязательному списанию и утилизации, то пусть бесплатно унесут ее домой. Это был мой "коронный" тезис.
Уже несколько раз я садился с мыслью описать эти три года своей жизни, которые по праву стали для меня "звездным часом", т.к. я занимался любимым делом, видел его результаты, да еще и получал за это зарплату. А сколько неповторимых встреч с поистине уникальными, но неизвестными до этого людьми произошло. Но коротко не получается, т.к. это не справка о проделанном, а состояние души, сотканное из событий, людей, открывавшихся возможностей.
Очень маленьким коллективом с трудом удавалось толкать невосприимчивую к оперативному решению государственную машину, хотя формально поддержка была на самом верху. Мне даже в кабинете Н. И. Рыжкова - бывшего Председателем Совета Министров СССР в тот период - удалось побывать на докладе моего министра по развитию СТТ в стране. Я сразу же вспомнил тогда военные годы нашей страны, когда создавались буквально за недели и месяцы целые отрасли и работали, подчас , под открытым небом.
И вот, как по волшебству (созданному практически без выходных и отпусков) появились построенные в самых невероятных условиях самолеты, автомобили, веломобили, множество бытовой техники и т.д. И все это полетело, поехало, заработало ...
Некоторые, наверное, еще помнят главного редактора журнала "Техника молодежи"- Захарченко, который вместе с другими техническими журналами не только пропагандировал нашу работу, но сам всегда возглавлял автопробеги по стране этих неповторимых по своей красе и реализованной фантазии творений. Автоклуб "самодельщиков" многие годы возглавлял Илья Туревский, а веломобилистов организовывал Вениамин Ульяновский, которого еще несколько лет назад я встречал на выставках "Архимед" в Сокольниках. Самолеты соревновались на Тушинском аэродроме (к соревнованиям в первое время допускались только машины, пилотируемые молодыми военными летчиками), и летом, по примеру автопробегов, летали по длительным маршрутам. Были разработаны нормативы приемки всех видов техники, бесплатной доработки ее в базовых НИИ, КБ, заводах (многие из них были определены в Московской области) и правила эксплуатации, в т.ч. получения " коридоров" для полетов индивидуальных авторов. Для Н.И. Рыжкова мы подготовили специальный каталог различной бытовой техники для включения этих изделий в планы выпуска товаров народного потребления. На ВДНХ СССР в павильоне " Машиностроение" была открыта постояннодействующая выставка изделий «самодельщиков», которой некоторые авторы пользовались как "зимним гаражом», когда заканчивался сезон пробегов и перелетов.
Наивысшей популярности достигла в этот период, и любимая миллионами TV передача "Это вы можете" Владимира Соловьева. И это не только мое ощущение, моя оценка. На проходившем в тот период в Москве Форуме ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности), где наше подразделение Госкомизобретений (как самое молодое и закаленное комсомольским прошлым) активно работало в составе Дирекции Форума, я в приватных беседах с руководителями патентных служб крупнейших мировых компаний неоднократно слышал восхищенные возгласы: "Это как полет Гагарина в космос!" И, ведь правда, никто в мире пока не смог этого повторить - форму государственной поддержки самодеятельного технического творчества!
Очень маленьким коллективом с трудом удавалось толкать невосприимчивую к оперативному решению государственную машину, хотя формально поддержка была на самом верху. Мне даже в кабинете Н. И. Рыжкова - бывшего Председателем Совета Министров СССР в тот период - удалось побывать на докладе моего министра по развитию СТТ в стране. Я сразу же вспомнил тогда военные годы нашей страны, когда создавались буквально за недели и месяцы целые отрасли и работали, подчас , под открытым небом.
И вот, как по волшебству (созданному практически без выходных и отпусков) появились построенные в самых невероятных условиях самолеты, автомобили, веломобили, множество бытовой техники и т.д. И все это полетело, поехало, заработало ...
Некоторые, наверное, еще помнят главного редактора журнала "Техника молодежи"- Захарченко, который вместе с другими техническими журналами не только пропагандировал нашу работу, но сам всегда возглавлял автопробеги по стране этих неповторимых по своей красе и реализованной фантазии творений. Автоклуб "самодельщиков" многие годы возглавлял Илья Туревский, а веломобилистов организовывал Вениамин Ульяновский, которого еще несколько лет назад я встречал на выставках "Архимед" в Сокольниках. Самолеты соревновались на Тушинском аэродроме (к соревнованиям в первое время допускались только машины, пилотируемые молодыми военными летчиками), и летом, по примеру автопробегов, летали по длительным маршрутам. Были разработаны нормативы приемки всех видов техники, бесплатной доработки ее в базовых НИИ, КБ, заводах (многие из них были определены в Московской области) и правила эксплуатации, в т.ч. получения " коридоров" для полетов индивидуальных авторов. Для Н.И. Рыжкова мы подготовили специальный каталог различной бытовой техники для включения этих изделий в планы выпуска товаров народного потребления. На ВДНХ СССР в павильоне " Машиностроение" была открыта постояннодействующая выставка изделий «самодельщиков», которой некоторые авторы пользовались как "зимним гаражом», когда заканчивался сезон пробегов и перелетов.
Наивысшей популярности достигла в этот период, и любимая миллионами TV передача "Это вы можете" Владимира Соловьева. И это не только мое ощущение, моя оценка. На проходившем в тот период в Москве Форуме ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности), где наше подразделение Госкомизобретений (как самое молодое и закаленное комсомольским прошлым) активно работало в составе Дирекции Форума, я в приватных беседах с руководителями патентных служб крупнейших мировых компаний неоднократно слышал восхищенные возгласы: "Это как полет Гагарина в космос!" И, ведь правда, никто в мире пока не смог этого повторить - форму государственной поддержки самодеятельного технического творчества!
И оно, как и многое другое достояние нашей страны пало одним из первых жертвой перестройки, которую затеял Горбачев, реально бывший "отцом" СТТ. Наше подразделение мгновенно расформировали. Оказавшись, как и многие миллионы людей без средств к существованию, мы не думали тогда о спасении наших документов, отчетов и т.д. Хотя, к этому времени мне совместно с Всесоюзным обществом изобретателей и рационализаторов (ВОИР) удалось снять два научно-популярных фильма, демонстрировавшихся по центральным каналам.
Теперь же я считаю своим долгом оставить на страницах сайта и в музеях, среди реликвий областного комсомола те, чудом сохранившиеся документы, которые нам удалось подготовить для срочно формировавшихся клубов СТТ. Кстати, и с ними произошел поистине исторический казус. Документы эти многие ждали и звонили нам со всех концов. И когда они были готовы, то не было еще средства оперативного оповещения об этом. Тогда Володя Соловьев попросил ребят из сверхпопулярной программы " ВЗГЛЯД" сообщить об этом в ходе вещания. Программа выходила далеко за полночь, но следующее утро все телефоны разрывались от звонков огромной страны.
Мы не остановимся на демонстрации этих уцелевших документов, а соберем еще массу интересных свидетельств той эпохи - ЭПОХИ ЗАБЫТЫХ ПОБЕД , чтобы познакомить с ними наших детей, внуков, правнуков - всех, кому предстоит поднять ЗНАМЕНА ЭТИХ ПОБЕД.
Владимир Сорока
Вице-Президент Фонда поддержки ветеранов комсомола Подмосковья по информационной политике
Руководитель подразделения "Самодеятельное техническое творчество" Государственного комитета СССР по изобретениям и открытиям
Заведующий отделом научной молодежи МК ВЛКСМ
Теперь же я считаю своим долгом оставить на страницах сайта и в музеях, среди реликвий областного комсомола те, чудом сохранившиеся документы, которые нам удалось подготовить для срочно формировавшихся клубов СТТ. Кстати, и с ними произошел поистине исторический казус. Документы эти многие ждали и звонили нам со всех концов. И когда они были готовы, то не было еще средства оперативного оповещения об этом. Тогда Володя Соловьев попросил ребят из сверхпопулярной программы " ВЗГЛЯД" сообщить об этом в ходе вещания. Программа выходила далеко за полночь, но следующее утро все телефоны разрывались от звонков огромной страны.
Мы не остановимся на демонстрации этих уцелевших документов, а соберем еще массу интересных свидетельств той эпохи - ЭПОХИ ЗАБЫТЫХ ПОБЕД , чтобы познакомить с ними наших детей, внуков, правнуков - всех, кому предстоит поднять ЗНАМЕНА ЭТИХ ПОБЕД.
ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ НЕРАВНОДУШНЫХ ВКЛЮЧИТЬСЯ В ЭТОТ ПОИСК !!!
Владимир Сорока
Вице-Президент Фонда поддержки ветеранов комсомола Подмосковья по информационной политике
Руководитель подразделения "Самодеятельное техническое творчество" Государственного комитета СССР по изобретениям и открытиям
Заведующий отделом научной молодежи МК ВЛКСМ
Самодеятельное техническое творчество. Выпуск 1
Самодеятельное техническое творчество. Выпуск 2
Самодеятельное техническое творчество. Выпуск 3
Самодеятельное техническое творчество. Выпуск 4
Совершенствование организации самодеятельного технического творчества в отрасли