21.08.2024

Строители БАМа - 50 лет спустя. Интервью с Алексеем Ивановичем Корниясовым.

Где-то багульник на сопках цветёт…


Слова когда-то очень известной песни сразу вызывали у слушателей романтические ассоциации с необозримыми просторами русской Сибири и Дальнего востока, а некоторых людей – звали в дорогу – осваивать эти почти необжитые, прекрасные в своей дикости территории. Но цели первопроходцы имели вполне практические, хотя и фантастичные в те времена. А в 2024-м году наша страна отмечает уже 50-летний юбилей гремевшей в 80-е годы прошлого века всесоюзной стройки – Байкало-Амурской магистрали, в просторечии – просто БАМ. И в Воскресенске есть, по крайней мере, один человек, внесший свой вклад в эту великую стройку – Алексей Иванович Корниясов.


- Алексей Иванович, очень хочется услышать от Вас непосредственные впечатления очевидца и участника исторического события.


- Честно сказать, мне даже неловко чувствовать себя в центре внимания прессы. Ничего особенного я не совершил, просто повезло именно в то время служить именно там, где велось строительство. Поскольку я уже тогда был достаточно опытным шофёром, несмотря на относительно юный возраст, и моя специальность оказалась сильно нужна на трассе – требовалось постоянно подвозить стройматериалы, продукты, и многое другое – то мне сразу дали машину и приставили к делу.

- В связи с БАМом всегда представляется что-то огромное, наверно, и машина была соответствующих размеров?

- Да, машина моя была приличных размеров – не БелАЗ, конечно, однако Багирус – надёжное даже в тех широтах транспортное средство. Ни разу он не подвёл, а перегоны были большие, и частенько ещё увеличивались по мере продвижения трассы БАМа. Я сваливал строительный груз, а там уже ждали рабочие, которые быстро с ним управлялись – простоев не было.

- Слышала, что погодные условия в тех краях непростые, климат суровый.

- Могу сказать только, что никаких особенных погодных аномалий при мне не произошло. Морозы зимой достигали не более тридцати градусов, сейчас в Подмосковье и холоднее бывает. Очень снежные зимы, а красоты вокруг в любое время года – необыкновенные! Богатая природа, даром что вечная мерзлота кругом. Из-за этой мерзлоты тайга там не слишком высокая, такие деревья иногда называют угнетёнными. Но не слишком маленькие, не тундра. А сопки – заглядение, особенно весной, когда всё цветёт. Просто застывшие бескрайние огромные волны…

- Такого здесь не увидишь… А ягоды, грибы, охота? Хотя охоту не люблю, зверей жалко.

- Мы же там почти всё время были заняты, кроме коротких выходных – не до прогулок было, а в выходные бытовые дела накапливались, да и культурную программу нам часто организовывали. Но иногда удавалось просто прогуляться по округе, вдоль реки например. Асфальта там не было, конечно, но по берегу удобно идти по камням, в средней полосе речные берега совсем другие. Зверей, честно скажу, почти не встречал, разве что бегали там маленькие бурундучки. Кто-то вроде медведя издали видел, но не я. Конечно, звери от шума и многолюдья в глубь леса спасались. А вот ягод там – просто пропасть, другого слова не подберёшь. Едешь на машине, а вдоль пути – настоящий ковёр из голубики, и никто не собирает – некому. Мы однажды всё-таки не удержались – набрали ведро, времени на это почти не потратили.

- Наверно, вкусная ягода, здесь тоже есть кое-где голубика, но довольно чахлая.

- Ещё какая вкусная была! Мы её не просто съели, а варенье сварить ухитрились. Очень быстро уничтожили деликатес. Для такого сбора в тайгу углубляться было не нужно, а вот один мой сослуживец однажды, а может, и не один раз, не помню, накопил выходных и отпросился у командира на несколько дней в лес, один! Кажется, даже особенно и не охотился, а возникла потребность в одиночестве, и такое бывает.

- Вы так и перемещались всё время вдоль трассы, жили во времянках?

- И во времянках приходилось, например, зимой уже были поставлены в подходящих местах срубы, а вместо крыши натягивали палаточный брезент. Тепло, особенно когда снегом присыплет – до чего же там зимы снежные! Но основное место жительства было у нас на базе в посёлке Дипкун. Вообще, условия для жизни были вполне приемлемые – кормили прекрасно, в длинный рейс выдавали с собой сухой паёк.

- А в рейсах ездил с Вами второй шофёр в качестве дублёра?

- Нет, дублёра не полагалось, но сопровождающие офицеры со мной ездили. И обслуживали машину специальные техники, хотя в экстренной ситуации, естественно, и сам могу принять в дороге необходимые меры.

- И всё же – морозы, пурга, не страшно было?

- Мне кажется, из-за телевизионных передач многие зрители, а среди них – и мои хорошие знакомые – сильно преувеличивают тамошние невзгоды и опасности. Конечно, говорить могу только за себя, но в любом случае мы не были первопроходцами. Первым, ступившим на эту землю, было значительно тяжелее, а мы прищли уже на подготовленное место.

Насчёт того же, чтобы замёрзнуть в пути – это надо было бы очень постараться – нас обеспечили великолепной экипировкой, всё продумано – от валенок до шапки. А воротник у теплейшей куртки, помню, настолько был огромен, что если его поднять – никакой шапки не надо, можно с головой полностью в него уйти.

- Здорово! А Байкал повидать пришлось?

- Почти не удалось повидать, хоть и находились сравнительно рядом. Мы проезжали на поезде это величественное озеро, когда только следовали впервые к месту основного назначения. Причём поезд почему- то сделал незапланированную остановку над скалистым берегом. Байкал был довольно далеко внизу. Мой приятель предложил рискнуть – спуститься, чтобы умыться в этих легендарных водах. Я не согласился – спуск крутой, высота большая, поезд в любой момент может тронуться. Дело опасное – отстанешь от поезда в этой глуши – могут и в дезертирстве обвинить…. А приятель решился – сбегал, и успел-таки вернуться, мне на зависть.

- Думаю, Вы тогда поступили правильно, по взрослому, могло и не повезти. А насчёт глуши – сильно чувствовали оторванность от цивилизации?

- О таких вещах думать даже в голову не приходило – везде кипит работа, некогда задумываться, да и письма из дома часто слали, за шесть дней почта доходила. Однажды мне написали, что где то здесь должен проходить службу один мой земляк, может быть, удастся повидаться, мол. Мне стало смешно – Сибирь большая, где это я буду земляка разыскивать? И вскоре по пути пришлось заехать на пункт ГАИ, смотрю, вроде что-то знакомое – точно, он сидит и какие-то документы оформляет. Фантастика! Обрадовались друг другу, вот встреча так встреча!

- Удивительно. Однако мир иногда действительно бывает тесен. А как закончилась Ваша служба?

- Закончилась обыкновенно, в положенный срок. Я прошёл службу сержантом, и мне предлагали остаться, повысить в чине, впереди обещали хорошую карьеру, поскольку я неплохо себя там зарекомендовал. Но я не соблазнился, соскучился по дому, по жене. Весь наш дембель быстренько собрали, организованно посадили на поезд, и с одной пересадкой за несколько дней мы уже добрались до родных мест. Мне же за отличную службу перед отъездом вручили памятную медаль – храню с почтением этот раритет.

Довольно долго считалось, как ни странно, что БАМ был большой ошибкой тогдашнего правительства, и внимания этому объекту государство практически не оказывало. Удивляюсь такой позиции, поскольку эта магистраль имеет огромное стратегическое значение, и очень рад, что ситуация коренным образом изменилась в последнее время в лучшую сторону.

- Полностью с Вами согласна! Приятно думать, что и Ваш труд вложен в это большое начинание?

- Очень приятно, и даже самому уже почти не верится, что побывал там, ведь сколько лет прошло! С тех пор специальность не менял, храню верность профессии шофёра, и тружусь сейчас в районной библиотеке, доставляю книги в посёлки, где собственные библиотеки отсутствуют, то есть в КИБО.

- Искренне рада за Вас, ведь как в прошлом, так и теперь, Вы приносите ощутимую пользу стране, а сейчас вдобавок ежедневно дарите людям радость общения с любимыми книгами!

Беседовала Елена Хмырова
г. Воскресенск
Яндекс.Метрика