Чекменёв Петр Петрович (1914-1991)
Мой дед, Чекменёв Петр Петрович, родился 23 февраля 1914 года в селе Ракша Ракитянского района Тамбовской области. Всю свою жизнь он прожил достойно, а ушел от нас в 1991 году, успев увидеть не только внуков, но и правнуков. Часто пересматривая семейные фотографии, я представляю, каким был жизненный путь моего дедушки.
В тридцатые годы прошлого столетия шестнадцатилетний Петр Чекменев вместе с невестой (моей бабушкой Марией) по комсомольской путёвке приехали в город Озёры Московской области для строительства совхоза. По рассказам дедушки, это было удивительное время молодых энтузиастов, когда создавались новые хозяйства, села, города, строилось метро...
В начале 1930 года на луговой пойме реки Оки, непосредственно примыкающей к городу, на базе подсобного хозяйства Московского областного союза потребительских обществ от завода № 22 был организован совхоз «Озёры» на площади 1825 гектар. Его первым директором стал Иван Яковлевич Пютсен, двадцатипятитысячник, участник Гражданской войны, видевший и слушавший В.И. Ленина. Сельскохозяйственной техники не было, требовался гужевой транспорт. Совхоз закупил 300 лошадей и несколько голов крупного рогатого скота, для которых артель сезонных рабочих-строителей построила конюшни и помещения для скота. Одновременно были введены в эксплуатацию летние общежития-бараки, два двухэтажных деревянных дома и столовая. Совхоз "Озёры" имел овощно-молочное направление и развивал зерновые культуры. Осенью 1930 года в совхоз стали приезжать на строительство молодые люди по комсомольским путевкам. Пригнали первые пять тракторов «Фордзон Путиловец». Из года в год росли и расширялись пашни, покосы, увеличивалось количество рогатого скота, поступала новая техника, готовились к работе молодые кадры. На центральной усадьбе совхоза Озёры строились жилые дома, хозяйственные постройки, магазины, гараж с автохозяйством. Жизнь стала налаживаться.
Бабушка тоже делилась со мной воспоминаниями, как дедуля горел желанием научиться водить «стального коня», так он называл трактор. В начале зимы в Коломне были организованы курсы трактористов, и дед первым записался на них. Это стремление к технике, видимо, и определило всю его дальнейшую судьбу.
В Озёрах дедушка и бабушка проживали сначала в бараке Лукьяновка, где в 1938 году родился мой отец, а затем они получили в совхозе часть жилого дома.
Бабушка с легкой грустью в голосе и в то же время с гордостью рассказывала мне, что провожала своего мужа на защиту Отечества четыре раза: в Красную армию, на финскую войну 1939-1940 годов, на Великую Отечественную 1941-1944 годов и на Дальний Восток в 1945 году. Каждое прощание давалось ей тяжело, но она свято верила в его возвращение домой.
В нашей семье, как реликвия, хранится военный билет деда за № 188897 от 15 июля 1948 года, выданный Озерским РВК. Когда я держу его в руках, то чувствую связь с теми суровыми временами, словно перелистываю страницы самой истории.
Когда началась Великая Отечественная война, дед сразу отправился в Озерский военкомат. Его призвали служить 30 июня 1941 года в танковые войска. Но на фронт он попал не сразу. Сначала восстанавливал танки. Получил звание сержанта. Прошел подготовку и стал водителем танка.
Дедушка воевал с 1942 года в 233 отдельном танковом Могилевском Краснознаменном полку 50-й Армии Брянского фронта. Войска фронта принимали участие в контрнаступлении под Москвой, в Болховской операции, в Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции.
Весной 1943 года деда приняли в ряды КПСС. В этот же день нашим войскам предстояло выдержать огромный натиск фашистов.
Из материалов газеты «Новая Заря» от 3 января 1958 года корреспондента В. Мухина: «Через несколько минут он ринется в бой с фашистами. Первое испытание меня как коммуниста. … «Не впервой, уж сколько раз бывал в танковой атаке, точно не подведу», - проносились беспокоящие душу солдата мысли. Враг отчаянно сопротивлялся. Петр уверенно вел машину, помогая артиллеристу улавливать и уничтожать цель, утюжил гусеницами окопы фашистов. Вдруг откуда-то ударила волна жгучего воздуха, и сразу все стихло и потемнело…
Очнулся под куполом зеленой палатки, насыщенной непривычным запахом йодоформа. Он сделал попытку вскочить на ноги, но тело не повиновалось ему. Да, снова пришлось испытать беду. И это уже во второй раз. Сильно обгорел в танке, три дня был без сознания, и его отправили в госпиталь на восстановление в Самарканд после сильной контузии.
По излечению в Самаркандском госпитале дед вернулся в родной совхоз «Озеры». Дома ждали жена и сын. Когда уходил на фронт, сын делал первые шаги. Всего у деда было три сына, и он их всех очень любил.
После войны опять стал работать трактористом в совхозе «Озеры». Молодежи он всегда говорил: «Танк в бою ежели встал – это для него гибель. Так и у нас в поле - если трактор встал – тоже дело худо: посчитай, сколько урожая недополучишь» (из материалов газеты «Новая Заря» 1958 года).
О том, как дед воевал, я почти ничего не знала. Наверное, он считал, что девочке неинтересно слушать о войне. Я была его старшей внучкой. Я знала, что дед был танкистом, что был ранен и был контужен. Пятилетней девочкой я помню, как гладила его разбитую руку, спрашивала, почему такая рука, а он отвечал: «Это на войне, внученька...». Он никогда не хвастался своими воинскими успехами и очень редко рассказывал о войне, когда собирались 9 мая на празднование Дня Победы. Уже спустя много лет мой дядя Володя рассказал о его подвигах и наградах. В военном билете в 23 главе написано «Чекменев П.П. в годы Великой Отечественной войне тяжело ранен в обе руки и грудь 6 октября 1941 года, контужен в ноябре 1942 года».
Дед прожил достойную жизнь, воспитал троих сыновей, пятерых внуков, даже успел правнука, моего сына увидеть, а правнучка родилась в июне 1991 году, после смерти деда. Все мы очень гордимся им!
Войну закончил в Польше, в городе Росток. К этому времени Росток был самым разрушенным городом Германии. Весной 1945 года город переполнили бежавшие солдаты вермахта и направлявшиеся на запад беженцы, а 1 мая 1945 года город был взят советскими войсками практически без боя. Многие жители города бежали. Это из воспоминаний дяди Володи.
Только через три года после смерти деда, в 1994 году, когда я уже работала в средней школе № 4, повела свой класс на экскурсию в краеведческий музей им. А.П. Дорониной в городе Озеры и там увидела стенд, посвященный моему деду. На стенде были представлены вырезки из газет, фотографии. В годы Великой Отечественной войны был танкистом на Белорусском фронте, три раза горел в танке.
Я была поражена, что мой дед был на войне таким смелым, находчивым, отважным! Я очень жалею, что в свое время не расспросила его о той жизни.
Стала расспрашивать родственников, искать какую-нибудь информацию о дедушке. Когда появился сайт «Память народа», я нашла там сведения, подтверждающие героизм моего деда, и сведения о наградах: медаль «За отвагу», медаль «За боевые заслуги» (награжден за ремонт колесных машин 233 танкового Могилевского Краснознаменного полка), Орден Отечественной войны 2-й степени (вручен в 1985 году), медаль «За Победу над Германией»!
![]() |
На фото встреча ветеранов войны, проживавших в совхозе «Озеры». Чекменев П.П. сидит первый справа |
Всё, что я знаю о своем дедушке, я передаю своим детям и внукам. Мы участвуем в проходе бессмертного полка по центральной улице Ленина 9 мая.На фото 2020 года внучка Наталья и правнук Андрей.
Воспоминания внучки Лисиенко Натальи Юрьевны о своем дедушке П.П.Чекменеве.
Февраль 2025 года