07.04.2025

МОЯ ВОЙНА. Детство, опаленное войной

Дети войны – так официально называют людей, родившихся в промежутке с 22 июня 1928 года до 3 сентября 1945 года в нашей стране. Это особенные люди, с детских лет познавшие горе, нужду, голод, боль потерь, все ужасы войны. Мои родители – дети войны.

Небольшие зарисовки об их жизни в военное время родились из тех воспоминаний, которые сохранились в памяти маленькой девочки Лиды и мальчика Бориса, и были рассказаны мне и моей сестре. Фотографий того периода, по понятным причинам, в семейном альбоме не сохранилось. И лишь после войны, когда дети уехали из родных мест дальше учиться в города, появились их первые фотографии. Война оставила свои отпечатки на лицах детей: они выглядят намного старше своих лет и очень серьезны.

Мой папа, Роголев Борис Игнатьевич, родился 20 августа 1936 года в деревне Рожное Великолукского района Калининской области. О своих детских годах он помнил немногое, был слишком маленьким. Память, видимо, вытеснила те страшные события его детства, тем самым спасла от серьезных психотравм. В памяти Бориски, как ласково его звали родные, сохранилось лишь воспоминание о том, как ему постоянно хотелось кушать. Жалобно глядя в глаза измученной военным лихолетьем мамы, Акулины Ивановны, он просил кусочек хлеба. И на её объяснения, что хлеба нет, беря маму за руку, чуть не плача, твердил: «Пойдем, поищем». Когда удавалось немного добыть еды, мама говорила: «Сынок, жуй подольше, будет вкуснее». Эти слова своей мамы папа запомнил на всю жизнь.

Моя мама, Роголева (в девичестве Алехина) Лидия Михайловна, родилась 25 октября 1933 года в селе Орлянка Малоархангельского района Орловской области. Она была пятым ребенком, самым маленьким, в большой и дружной семье. Глава семейства, Михаил Алексеевич, был мастер на все руки: мог подковать лошадь, вспахать поле, владел кузнечным ремеслом, водил пчел и щедро угощал соседей свежевыкаченным медом. А ведь каждое движение давалось ему с большим трудом из-за травмы, полученной при работе на тракторе, он стал инвалидом. Хозяйка большого семейства, Анна Борисовна, постоянно была в заботе о домочадцах, её внимания хватало на всех, а еще была работа в поле, на огороде, да нескончаемые домашние дела. Все дети были воспитаны с уважением к домашнему труду и работе на земле. Семья вела домашнее хозяйство: были овцы, гуси, куры, большой огород. А как еще можно было прожить в те времена на селе? Мирную и размеренную жизнь семьи прервала Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

Уже к концу ноября 1941 года фашисты заняли Орловскую область. Нацистская оккупация, длившаяся 22 месяца, стала тяжёлым испытанием для жителей села. Террор и насилие лежали в основе установленного «нового порядка». Все органы, учреждённые врагом на оккупированной территории Орловской области, находились под контролем военно-полевых комендатур, выполнявших полицейские и карательные функции.

Настали трудные времена и для семьи маленькой Лиды. Из просторного, недавно построенного добротного дома оккупанты выгнали семью в погреб. В избе оборудовали казарму для немецких солдат. Анна Борисовна должна была следить за порядком в казарме, мыть полы, иногда, по требованию солдат готовить им еду. «Матка, яйки, яйки дафай» - кричали нахальные захватчики. Домашних животных фашисты истребляли потехи ради, а иногда устраивали пышные пиршества. В ходе одного из них любознательная Лидочка, заглянувшая в избу, получила в лоб овечьей костью, метнутой в неё пьяным немецким солдатом. Разгоряченные спиртным солдаты гоготали и восхищались меткостью друга. А Лидочка выскочила во двор с громким плачем, зажимая рукой рассеченную надбровную область лица. Шрам, образовавшийся на месте удара, всю жизнь напоминал ей о том страшном дне и жестокости врага.

Старший брат Лиды, Павел, добровольцем ушел на фронт. Как человека с техническими навыками, до войны работал на тракторе, его направили служить в танковые войска. Все было в военной жизни Павла: дважды горел в танке, лечился в госпиталях и снова отправлялся на фронт. Лида с гордостью рассказывала подругам о своем героическом брате. Но когда начались активные боевые действия на Орловско-Курском направлении, и немецкие самолеты угрожающе стали летать над селом, маленькая Лида полными ужаса глазами смотрела в небо, прикрывая голову, и кричала от бессилия «Мой братка воюет на фронте, а нас здесь убивают». Никак не могла она понять своим детским умом, почему происходит такая несправедливость.

Зимы в военные 40-е годы были снежными. Немцы расчищали дороги для продвижения военного транспорта, и получалось так, что сама дорога оказывалась как бы в углублении, а снежные обочины образовывали коридор, по которым постоянно шло снабжение вражеских войск продовольствием. И сельской ребятне пришла, как им казалось, гениальная идея. Им хотелось помочь Красной Армии побыстрее разгромить врага, чтобы вернулась мирная жизнь. Во время движения колонны с продовольствием по узкому снежному коридору, борта машин оказывались вровень с обочиной. Лида, как самая маленькая и худая, должна была по снежному насту пробираться в кузов машины и выбрасывать на обочину упаковки с продуктами. Чаще всего это были сухари и пачки печенья. А более старшие ребята под предводительством брата Виктора, который был старше на три года, оттаскивали провиант подальше от дороги. Дети наивно считали, что таким образом, они наносят урон врагу, вносят свой вклад в борьбу с захватчиками. Все эти вылазки могли бы закончиться плохо для детей, если бы односельчане не заметили их «геройства» и не объяснили страшные последствия таких действий.

Некогда колосившиеся поля были изрыты снарядами, тут и там лежали тела убитых солдат. Пейзаж, явно, не для детской психики. Война внесла свои коррективы в жизнь сельчан. Надо было как-то выживать, ведь у многих были сожжены избы, весь скромный скарб уничтожен. И изобретательные женщины придумали способ для того, чтобы хоть как-то утеплить домочадцев. Они снимали с убитых солдат шинели, травой закрашивали бурые от крови пятна и кроили одежды для ребятишек. Первое пальто из сукна у Лиды появилось именно таким образом. Странные чувства вызывала обнова у Лиды, каждый раз, когда она надевала пальто, то мысленно представляла убитого солдата, с которого сняли шинель и сшили ей пальто. Было неловко и очень жалко убитого.

Мои родители, несмотря на трудное военное детство, не зачерствели душой, сохранили в своих сердцах любовь к ближним, своей Родине и веру в лучшее. Детство, опаленное войной, закалило их, научило бороться с трудностями и очень любить жизнь.

Офицерская жена

Послевоенная юность и молодость Лидии протекали бурно и насыщенно, как будто, компенсируя потерянные детские годы. Девушка успешно закончила восьмилетку и поступила на курсы бухгалтеров. Лида стремилась к новым знаниям, впечатлениям, поэтому после окончания курсов в городе Малоархангельск с удовольствием приняла приглашение старшей сестры Марии, вышедшей замуж за фронтовика, пожить у них в Белоруссии. Смышленую девушку охотно приняли на работу в воинскую часть сначала бухгалтером, а позже рассмотрев в ней особое трудолюбие и ответственное отношение к поручаемым делам, перевели в секретный отдел части. А в дни отдыха это была веселая, стройная, добродушная девушка. На танцплощадке Лидии не было равных. Как грациозно и легко она танцевала! От кавалеров не было отбоя. В это время Лидия и познакомилась со своим будущим мужем, моим отцом, молодым офицером, приехавшим в командировку.

В марте 1960 года молодые сыграли свадьбу. И началась кочевая жизнь молодой офицерской семьи. А в мае 1961 года родилась я, первая дочь Елена. В это время Советская Армия усиленно реформировалась, появлялись новые рода войск. Из летных войск папа, после переобучения, был переведен в создаваемые ракетные войска. Вслед за новым назначением офицера семья переезжала на новое место жительства. За 27 лет папиной службы семья сменила 13 адресов. Папа получал приказ прибыть на новое место службы в определенный срок, и как обычно, на сборы отводилось немного времени. Все хлопоты по переезду семьи, сбору вещей, заказу контейнеров ложились на плечи офицерской жены. На новом месте жительства нужно было решать целый ряд вопросов: обустроить жилье, найти место в детском саду для младшей дочери (в декабре 1968 года родилась еще одна дочь, Анна), школу - для старшей дочери, место работы для себя, да уложиться во времени, чтобы не прервался трудовой стаж. В гарнизонных военных городках современных удобств не было и вовсе. Отопление – печное, поэтому нужно было сначала найти дрова, разгрузить машину, сложить поленницу. Протопить печь, принести из колодца воду – обычные, вроде, житейские дела. В основном, все заботы ложились на плечи офицерской жены, так как супруг практически всегда был на службе: командировки, учения, сборы по тревоге, наряды.

Привыкшая к трудностям еще с военного детства, Лидия справлялась со всеми делами. В доме всегда был порядок, дети успешно учились в школе, муж мог быть спокоен – тыл надежный. Упорство в работе, скрупулезность - отличительные качества Лидии, как специалиста. Она постоянно повышала свой профессиональный уровень, много читала, вникала в сложные вопросы бухгалтерского учета. Ей доверяли ответственные участки работы. Несмотря на частые переезды, в каждом новом трудовом коллективе Лидия Михайловна быстро завоевывала уважение коллег. Она прошла путь от простого бухгалтера до заместителя главного бухгалтера крупного промышленного предприятия. Трудовой стаж более 45 лет, в трудовой книжке - благодарности за ответственный труд. За многолетнюю, добросовестную работу Лидия Михайловна удостоена звания «Ветеран труда».

Жизненный путь Лидии Михайловны не был усыпан лепестками роз, но со всеми трудностями она справлялась мужественно и достойно. В 54 года овдовела, последние годы жизни тяжело болела. Уныния, отчаяния, стенаний на горькую судьбу никогда мы не слышали от мамы. Мама ушла от нас 22 октября 2017 года, не дожив всего 2 дня до своего 84-летия. До последних дней жизни мама сохраняла свою природную красоту, добродушный нрав, человечность, порядочность в отношениях и делах.

На службе Родине

Годы войны закалили характер юного Бориса. А еще и несчастье в семье – рано умер отец. Парень решил, что сидеть на шее у матери не будет. Поступил на учебу в железнодорожное училище в г. Калинин, и параллельно учился в школе рабочей молодежи. Борис с детства не выговаривал букву «р», что очень его огорчало. Случайно увидел объявление о наборе в театральный кружок, поступил и усердно занимался с педагогом по сценической речи. И вот она первая победа! В спектакле ему дали маленькую, но очень выразительную роль черного ворона. Слова «кар, кар» Борис произносил громко, четко и вдохновенно!

Закончив училище, парень начал трудовую деятельность на железнодорожной станции в г. Кубинка Московской области сцепщиком вагонов. А вскоре повестка в военкомат, призыв на срочную службу в армию. После прохождения срочной службы Борису предложили остаться в армии. Он окончил военное училище и стал кадровым офицером Советской Армии.

Поволжские степи на долгие годы стали местом службы Бориса Игнатьевича. Поступали приказы, ставились оперативные задачи, сменялись гарнизоны, но оставалась верность принятой присяге - служить Родине. Тыл у Бориса был надежный. Любящая жена Лидия разделяла с мужем все тяготы военно-полевой жизни. Бесконечные командировки, учения, учебные тревоги, политзанятия – обычное дело военных.

Военная служба занимала практически все время офицера Роголева. Но его романтическая натура не могла жить без эмоциональной подпитки. На протяжении многих лет папа вел дневники, где обстоятельно описывал события прожитых дней, рассуждал на волнующие его темы. Он много читал художественной литературы, классику и современных писателей. А как выразительно и чувственно папа читал стихи! Его любимый поэт - Сергей Есенин. На семейных праздниках Борис Игнатьевич мог наизусть прочитать любое стихотворение поэта и даже поэмы. Любовь к поэзии, русскому языку папа привил и мне. По его мудрому совету я стала педагогом-филологом.

Уйдя в запас, Борис Игнатьевич с семьей переехал жить в Подмосковье. Несколько лет проработал военным руководителем в общеобразовательной школе № 22 г. Электросталь. Знания и опыт, приобретенные за годы службы, стали востребованы в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

Судьба отмерила Борису Игнатьевичу не долгий срок жизни. Тяжелая болезнь оборвала его жизнь. В 1988 году в возрасте 51 год закончился его земной путь. А как хотелось жить!

Несломленные

Своей жизнью мои родители показали, что трудности, выпавшие на их долю, не только не сломили их, а закалили и дали мощный импульс к развитию. Лидия Михайловна и Борис Игнатьевич - дети войны, познавшие голод, боль потерь, страхи и тревоги. Путь созидания, по которому они достойно прошли, вызывает у нас, их детей, гордость и восхищение. Советская страна, возрождаясь из разрухи и разорения, создала все условия для того, чтобы дети войны, могли учиться, работать, самореализовываться. К сожалению, сейчас в нашей стране опять неспокойно, снова вырастает поколение детей войны уже нового века. Снова необходимо решать много проблем. Важно помнить уроки истории. Дети и война - два несовместимых явления.

Файзиева( Роголева) Елена Борисовна
г.о.Электросталь



Роголев Борис 17 л
студент железнодорожного училища


Молодой офицер Роголев Б.И

Роголев Б.И. выпускник военного училища

Алехина Лида 16 лет


зам. главного бухгалтера Роголева Л.М


Молодая семья Роголевых
Борис Игнатьевич и Лидия Михайловна





Яндекс.Метрика